Если ребенок плохо говорит

                Если ребёнок плохо говорит…

Учитель-логопед Пак Ольга Валерьевна 

         В последние годы педиатры, неврологи, логопеды  отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений. Родители спрашивают себя:  « Почему это происходит?»

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорождённости малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что всё меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития  речи  возможно. Есть дети, которые молчат до трёх лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растёт. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Поэтому, если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года  и особенно если в течение  беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё.

Вот некоторые рекомендации  логопедов  для родителей:

1.Больше говорите с ребёнком, озвучивая все действия ( кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов.  Произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.

2. Развивайте понимание речи, используйте простые инструкции типа :  Дай ручку, где ножка? опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

3.Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые  варианты: машина – би-би,кукла – ля-ля, упал – бах.

4. Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

5.Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометия: ой, ай,ух. Ребёнку позволительно повторять только гласные.

6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

7. Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

8. Не говорите при ребёнке о его отставании.

9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

10. Не дожидаясь, пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру ( большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество ( один – много).

11.Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа « Сорока-белобока».